Существует три моих произведения, написанных так или иначе под впечатлением от стихов Бродского - Большая Элегия Джону Кейджу (для фортепианного трио) 2010, Кентавры (для инструментов соло) 2012 и Два ключа к одному стихотворению Йосифа Бродского (для аккордеона и струнного квартета) 2016.
Итак, не по порядку:
Два ключа к одному стихотворению Йосифа Бродского
Музыка написана в феврале 2016 для известной аккордеонистки, живущей в Лондоне Ксении Сидоровой. Оригинал произведения для аккордеона и струнного квартета. Состоит из 2-х частей (собственно два ключа к стихотворению) медитативной "Луны" и быстрой, виртуозной "Реки".
Что касается стихотворения Бродского, то я .... категорически против раскрытия секрета, касающегося его названия. Впрочем для всех, кто хорошо знаком с творчеством поэта будет нетрудно разгадать этот несложный ребус.
Большая Элегия Джону Кейджу
Часто путают название этого произведения, называя его то "Элегия памяти Кейджа", то "Элегия посвященная Кейджу", но эта музыка никакого отношения к Кейджу не имеет. К Бродскому же, или, скорее, к его стихотворению "Большая Элегия Джону Донну" она имеет самое непосредственное отношение.
Джон Донн уснул/уснуло все вокруг/Уснули стены, пол, постель, картины/ уснули стол, ковры, засовы, крюк/ весь гардероб, буфет, свеча, гардины....
В музыке это постоянно повторяющиеся, сплетающиеся друг с другом пассажи струнных, чем-то созвучны монотонности поэтического текста. Впрочем, "Большая Элегия Джону Кейджу" никоим образом не является иллюстрацией к тексту Бродского. Собственно, именно по этой причине я слегка изменил название произведения.
Здесь студийная запись 2011 года, которая вошла в пластинку CHAMBER
WORKS. Послушайте:
По сути с этого произведения все и началось. На видео первые исполнители Большой Элегии Юлия Игонина, Рустам Комачков и Наташа Ардашева, которым я эту музыку посвятил.
КЕНТАВРЫ
Существуют четыре стихотворения Иосифа Бродского которые называются Кентавры, как бы объединенных в один цикл.
Для Бродского тема Кентавров, мифологических существ, обладающих двойной природой зверя и человека, это в какой то мере рассуждение о двойственности всего существующего. Она выражается в сочетании человека и вещи, вещи и понятия.
“Наполовину красавица, наполовину софа”
или
“На две трети мужчина, на одну легковая -- Муля --“
"Кентавры" были написаны специально для известного московского виолончелиста Рустама Комачкова. Он же и стал их первым исполнителем. Это четыре пьесы для виолончели соло, исполняющихся как одно цельное произведение.
В 2015 году они были изданы швейцарским лейблом Terem-music и вошли в пластинку Chamber works.
Здесь запись Кентавры I. весь цикл из 4-х частей можно послушать здесь
Несколько позже я написал скрипичный цикл под тем же названием, однако по форме он отличается от музыки, написанной для виолончели. Он состоит из двух частей CENTAURS и RE: CENTAURS. Также выпущены на пластинке CHAMBER WORKS